Для роста бизнеса интерьер

Закрыть ... [X]

2c3b4820308a3c162a0eea40a47d5264Аналитический отчет по итогам экспертного исследования «ORGANICA packaging&design»

Итоги исследования

Большинство опрошенных нами компаний — растущие. За последние три года в
87,5% компаний оборот вырос, причем в 37,5% компаний он нарастал быстрыми
темпами за счет, как правило, экстенсивного роста — открытия новых торговых
и производственных площадок; выхода на новые рынки; расширения и основания
региональных представительств. Фактор роста, безусловно, влияет на позицию
дизайна в бизнесе — выпуск новых продуктов и услуг на фоне растущей конкуренции со стороны иностранных участников рынка требует внимательного маркетингового и дизайнерского похода. Как отмечают респонденты, дизайн в итоге играет решающую роль в эффективности вложенных инвестиций. Если дизайн понравится потребителю — это половина успеха, иначе все вложения в оборудование или разработку услуги могут быть безвозвратно потеряны. Действительно ли дизайн так важен для бизнеса? Пожалуй, нет ничего точнее
конкретных цифр, показывающих взаимную связь дизайна и бизнеса (табл.1).
50% растущих компаний определили роль дизайна в своем бизнесе как «значительную».
В тех компаниях, где оборот не менялся в последние три года, дизайн играет
только «ограниченную роль» (71%):

Эти данные показывают наличие связи между ростом компаний и значимостью в
этом процессе дизайна. Комментарии экспертов образно определяют связь дизайна и бизнеса как «пропорциональную» — бизнес не может эффективно расти без качественного дизайн- сопровождения, также, как и дизайн — без определенных темпов экономического развития. Компании понимают ценность дизайна и определяют дизайн как деятельность, играющую значительную роль в бизнесе. Так считают 45% опрошенных представителей различных отраслей в общей сумме ответов на вопрос: «Какую роль играет дизайн в Вашей компании?».

Большинство ответов распределяется в рамках трех секторов значимости — «значительную роль» — 45% ответов, «ограниченную» — 28,7% и «ключевую»
— 16,10%. Количество ответов в категории «ограниченную» более четко можно интерпретировать с помощью комментариев экспертов — многие выбирали
термин «ограниченную», исходя из той организационной позиции, которую занимает дизайнер в проекте. В большинстве компаний дизайнер
необходим только в узкоспециализированной роли «иллюстратора» идеи и концепции проекта, уже разработанных руководством или ответственным
отделом. Во взаимосвязи с ответом на вопрос, — «На каком этапе проектирования
продукта в процесс вовлекаются дизайнеры?» проступает область, в которой
сейчас находится ниша дизайна в бизнесе:

В 46,2% от общего числа ответов дизайнер подключается к работе на этапе
разработки дизайна упаковки, промо и рекламных материалов. Это значит,
что роль дизайна в компании значительна, но ограничена той узкопрофессиональной областью ремесла, где собственно и нужен дизайн — рисунок, графика, промышленный образец. Однако потенциал эффективности и возможности дизайна значительно шире тех границ, в которых он сейчас находится. Для сравнения возьмем данные аналогичного британского проекта. В отчете The British Design Council, по итогам проведенного национального исследования о роли дизайна в бизнесе «Design in Britain» за 2003-04, ответы английских компаний на схожий вопрос распределились следующим образом:

В большинстве случаев британские компании подключают дизайнеров еще на этапе работы с концепцией и в меньшей степени — для собственно дизайнерской деятельности макетирования. В британском исследовании также отмечается, что среди быстро растущих компаний процент использования дизайна на всех стадиях проектирования продукта вдвое выше, чем в целом по выборке — 18% против 9% соответственно. В петербургском исследовании пока НЕТ компаний, использующих дизайн на всех стадиях разработки продукта. На первый взгляд ситуация вполне понятная — использование дизайна не требуется на экономическом, финансовом, или уровне снабжения. Однако с другой стороны и экономика, и финансы, и снабжение могут следовать дизайнерской концепции, определяющей расход материалов, выход готовой продукции, величину
добавленной стоимости, наценку. Это действительно принципиально новый подход, подход, где дизайн является драйвером бизнес развития.

К сожалению, в комментариях экспертов дизайн воспринимается часто негативно
с точки зрения экономической выгоды. Большинство руководителей опрошенных
предприятий и служб маркетинга говорят о том, что дизайн в большей степени
«украшение» продукта, что дизайн не помогает в решении таких проблем,
как:

— сокращение издержек на производстве,

— увеличение наценки / добавленной стоимости продукта,

— рост продаж.

Такая ситуация имеет и обратную сторону — российские компании чувствуют
себя ограниченными в возможностях выбора упаковочных материалов, способов
печати и выборе компаний производственного подрядчика. Упаковочные машины и технологическое оборудование, например, для 100% опрошенных компаний имеют ограничение по доступности их закупки и обслуживанию, а в 80% компаний имеют старые технологические линии. Дизайн в этом случае, по признанию самих экспертов, имеет мало возможностей воздействовать на рынок — старое оборудование и ограниченный выбор производственного исполнения не оставляют пространства для разработки инновационных дизайнерских решений. Несмотря на общие трудности экономического развития, роль дизайна в компаниях растет. В ответе на вопрос «Какую роль дизайн и творчество сыграли
в бизнесе Вашей компании за последние три года?» респонденты отметили
широкий спектр полезных свойств дизайна:

Три лидирующих пункта в ответе на этот вопрос — улучшение имиджа компании
(18,8%), улучшение коммуникаций с потребителем (14,0%) и увеличение прибыли
(11,0%) свидетельствуют о том, что бизнес воспринимает дизайн как решающий
фактор в конкурентной борьбе. Дизайн является тем элементом, который связывает производителя и потребителя — любой продукт или услугу потребитель оценивает через дизайн (упаковки, логотипа, рекламных материалов). Решение о том, понравится ли компания/продукт, критически зависит от привлекательного внешнего вида. Однако, несмотря на такие высокие оценки дизайна в бизнесе, реальные механизмы управления компанией сконцентрированы в других областях. Структура ответов на вопрос о ключевых факторах бизнес- успеха компании показывает, что решающий фактор в бизнесе — менеджмент и администрирование. Второй ключевой фактор — финансовые ресурсы. Такая ситуация вполне естественно отражает потребности растущих компаний. Только на третьем месте стоит маркетинг:

По признанию большинства респондентов, творческий ресурс играет значительную роль, но нестабильную. Компании сталкиваются с проблемами расчета эффективности маркетинговых и дизайнерских решений — в 100% случаев результат принятых творческих решений непредсказуем. Именно невозможность оценить эффективность дизайна резко снижает доверие со стороны бизнеса. Дизайн и маркетинг сейчас воспринимаются как «темные лошадки», работу с которыми могут позволить себе компании «с лишними деньгами». Такую экспертную оценку подтверждает анализ данных ответов на вопрос о проблемах в области взаимодействий дизайна и бизнеса:

Первое по значимости место занимает вопрос оценки эффективности дизайн-проектов — 61,1% респондентов выбрали именно его. Комментируя свой выбор, эксперты отмечали незнание того, как можно определить «будет ли дизайн работать», соответствует ли он продукту или услуге; насколько реально, а не в лабораторных условиях фокус группы, он понравится потребителю. Именно поэтому дизайн становится высоко рисковым инструментом для компаний, «непредсказуемым» по своему эффекту. Анализ показывает, что одним из камней преткновения во взаимоотношениях дизайна и бизнеса является отсутствие знаний, информации, умений в применении дизайна как экономически эффективного инструмента. Образовательная проблема становится очень значимой. На данный момент в России нет специализированных дисциплин и курсов по управлению дизайном, где бизнесмены и менеджеры могли
бы получить навыки управления дизайном на предприятии. Так, управленческие
проблемы особенно четко видны у компаний, которые имеют собственный дизайн-отдел или департамент. Все эти компании относятся к производящим отраслям и ориентированы на конечного потребителя. Руководители этих компаний отмечают значительные сложности в коммуникациях с отделом дизайна, большие, чем возникают с другими отделами. С точки зрения управленца, невозможно разработать мотивацию дизайнера, рассчитать эффективность работы отдела в целом, так как зачастую количественный
показатель выпущенных продуктов не является отражением качественной эффективности.
Осознавая эту проблему, руководители жалуются на отсутствие профессиональной литературы и невозможность получить знания по управлению дизайном на предприятии. Пока это принципиально новая и совершенно неохваченная образовательными технологиями область. Наряду с образовательной проблемой возникает и проблема выстраивания взаимоотношений исполнителей и заказчиков в дизайн-проекте. Эта проблема занимает второе место среди вопросов, требующих своего скорейшего разрешения. Комментируя свой выбор, респонденты отмечали отсутствие четких критериев оценки профессионализма внешних исполнителей дизайн-проекта. Даже если речь идет об известных агентствах с внушительными портфолио на практике оказывается, что и это не гарантирует высокого качества работ. Такая ситуация на рынке дизайн-услуг очень схожа с ситуацией формирования
рынка страховых услуг в России в 90-х годах. До того момента, пока не были
образованы региональные и национальные союзы страховщиков, оценить надежность компаний также было очень сложно. Союзы страховщиков взяли на себя важнейшую функцию — продвижения страховых услуг и упорядочивания рынка. Были разработаны рейтинги доверия, рейтинги финансовой ситуации компаний, общие программы, направленные на продвижение страховых услуг. В сфере дизайна сейчас требуется основание организации, которая взяла бы
на себя функции такого «союза страховщиков». Очень необходима помощь компаниям в выборе исполнителей и в консультациях по наиболее эффективным
способам решения их конкретных коммерческих задач с помощью дизайна. Примером такой организации на международной арене выступает «Design Management Institute» (Дизайн Менеджмент Институт) — некоммерческое партнерство с центральным офисом в США. Как указано в информации об этом Институте, его цели:

«┘помогать дизайн менеджерам стать лидерами в их профессии. Спонсировать, вести и продвигать исследования в области дизайна. Собирать, организовывать и делать доступными знания по управлению дизайном. Способствовать образованию и росту взаимодействия между дизайн менеджерами, управленцами, общественными организациями и образовательными учреждениями. Быть центром продвижения экономической и культурной значимости дизайна«.

Design Management Review, Fall 2005, Volume 16, Number 4, p.91

Аналога такой структуры на российском пространстве пока нет, но существующая
ситуация на мировом и национальном рынке уже сейчас требует появления подобной организации в России.

Материалы предоставлены «ORGANICA packaging&design»

Санкт-Петербург 2006, «ORGANICA packaging&design»

.


Источник: http://ergohomedesign.ru/rol-dizajna-v-biznese-effektivnyj-dizajn-itogi/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Свой бизнес: Студия дизайна интерьера окупится в течение года
Новый договор купли продажи автомобиля в 2018 годуГрифон новый афон отзывы 2018Как будет выглядеть самара в 2018Смотреть фильм 2 пак 2018Новый ресивер триколор 2018


Для роста бизнеса интерьер Для роста бизнеса интерьер Для роста бизнеса интерьер Для роста бизнеса интерьер Для роста бизнеса интерьер


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ