Восстающее сердце: Доминик Веннер, Алжирская война и позитивная критика старых правых

Биография ветерана Алжирской войны и одного из основателей движения Новых правых Доминика Веннера.

Предыстория Новых правых начинается в западной Европе. Франция 50-х годов постепенно восстанавливалась после Второй Мировой Войны. С приходом Четвёртой республики во Франции вновь установилась представительная демократия, хоть и дестабилизированная Холодной войной. В этот период коммунисты — члены Коммунистической партии Франции, самой сильной компартии в Европе, — находятся на вершине власти, во многом благодаря своему активному участию в Сопротивлении во время немецкой оккупации. В то же время сторонников де Голля и Христианских демократов к власти не допускают.

Даже после окончания режима Виши, «Французского Государства», Франция оставалась по большей части аграрной страной. Более трети её населения составляли крестьяне. На фоне резкого экономического подъема «Славного тридцатилетия» и медленного развития общества потребления во Франции в 1954 году, Республика потерпела сокрушительное поражение в колониальной войне во Вьетнаме в битве при Дьенбьенфу. Однако если война во Вьетнаме была для французов лишь отдаленным конфликтом в юго-восточной Азии, то разразившаяся в 1954 году война в Алжире, спровоцированная убийством французской супружеской пары, наэлектризовала французское общество.

Во-первых, Алжир тогда был не классической колонией, а полноценной частью Франции. Ведь как и британские колонии в Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии, завоеванная в 1830 году земля на севере Африки была колонией переселенцев. На начало войны там проживало целых 1,4 миллиона этнических французов, так называемые „Pieds-Noirs“, то есть «черноногие». Во-вторых, для европейских французов было непонятно, кто в этом конфликте прав. Патриотическая молодёжь мечтала о защите франкоалжирцев („Algérie française“). В то же время Коммунистическая партия и набирающие силу левые призывали к освобождению Алжира от французского владычества.

К первым принадлежал молодой Доминик Веннер (1935-2013). Для него события в Алжире стали возможностью побега из Франции, жизнь в которой казалась ему гнетущей и безнадёжной. Будучи выпускником элитной военной школы Руффака в Эльзасе, Веннер принял участие в войне, главным образом в качестве часового, дозорного и разведчика. Он сражался против Фронта национального освобождения Алжира, избегавшего прямых столкновений с французской армией.

Однако пока Веннер участвовал в боях в Алжире, коммунистическая молодёжь во Франции протестовала против войны. Благодаря поддержке марксистских философов вроде Жана-Поля Сартра (1905-1980), который таким образом пытался искупить свое бездействие в 1940-1944, голоса агитаторов вроде Франца Фанона достигли не только сердец угнетенных жителей колоний, но и умов французов. Тем временем большинство французов под предводительством президента и героя войны Шарля де Голля (1890-1970) были больше заинтересованы в накоплении богатства, чем в сохранении французских колоний. В итоге велась война за победу общества со всё более пораженческими взглядами. Война хоть и жестокая, однако требовавшая лишь коротких столкновений и малых потерь.

Устав от пораженчества французской армии, журналистов, протестов против войны в Алжире, и жестокости боевиков ФНО, Доминик Веннер присоединился к Секретной вооруженной организации (OAS — Organisation de l’armée secrète). Эта организация стремилась переломить ход войны чередой терактов у себя на родине и даже покушением на де Голля. Однако внутренние противоречия, человеческий фактор, дилетантизм, нехватка продуманной стратегии и сопротивление со стороны государства привели к краху военного мятежа, возглавляемого генералом Саланом. Последствия войны в Алжире для «черноногих», французских правых и лично Доминика Веннера были катастрофичны. Более чем миллиону французов пришлось бежать во Францию через Средиземное море, правые были сильно деморализованы, а Веннер оказался за решёткой.

Однако вместо того, чтобы погрязнуть в жалости к самому себе и выискивать оправдания своему поражению, в заключении Веннер не только занялся самообразованием, но и начал критически переосмыслять свои действия. В импровизированном «университете», которым для него стала тюрьма Санте, Веннер в первую очередь изучал французский национализм и его недостатки. Итогом этой рефлексии стала работа «За позитивную критику», оригинал которой был опубликован в 1962 году.

В начале монографии Веннер на примере краха OAS обозначает недостатки националистической оппозиции. Опираясь на работу Ленина «Что делать?», он критикует представление многих националистов о том, что революция начинается внезапно, без предупреждения. Важным пунктом его работы стало различение между «националами», под которыми Веннер подразумевает Старых французских правых, и правыми нового типа — национал-революционерами, которые появились после провала путча против де Голля.

Критика стратегии Старых правых начинается с критики их представления о революции. Согласно Веннеру, революция никогда не происходит внезапно. Более того, правым требовалась ясная идеология, которая, с одной стороны, объясняла бы современные проблемы вроде причин упадка Запада. Такая идеология направляла бы усилия своих активистов в правильное русло. Отличительной чертой «националов» (которых он использует в качестве карикатуры на идеологизированных, революционно настроенных националистов) является обреченность на постоянные провалы, ведь они борются с плодами зла, а не искореняют его. Так, они могут быть ярыми антикоммунистами и при этом упускать из виду либерализм и капитализм, которые вообще изначально ответственны за появление коммунизма. Еще одна причина провала «националов» — конформизм. Чтобы обмануть их, системному политику достаточно помахать национальном флагом. Ведь в сознании «националов» сентиментальность и поверхностность доминируют над политической грамотностью.

Второй существенный недостаток националистической оппозиции, согласно Веннеру, заключается в несогласованности действий, которая вытекает из отсутствия идей в политической борьбе. Побочным эффектом этого в конце концов становится распространение оппортунизма, возникающее из-за тщеславия отдельных депутатов. Они убеждают активистов, что могут на что-то повлиять в либеральной системе, но опять же подвергают критике лишь отдельных политиков или правительство. Депутаты пытаются по возможности не поднимать важнейших вопросов или ставить под вопрос сам режим. Как только ветер подует в другую сторону, они первыми предадут активистов, чтобы спасти свою шкуру. Здесь Веннер коренным образом критикует парламентаризм. Место в парламенте, по его словам, не средство борьбы, а самоцель, и все силы уходят только на его сохранение.

Простые же сторонники правых партий являются оппортунистами потому, что им не хватает как мировоззрения, так и организованности. Они скорее поведутся на пышные речи и поверхностные впечатления, чем займутся политическим анализом идей и фактов. Поэтому они обречены на обман. Ещё одна слабость «националов» по Веннеру — фиксация на мифах. Под ними он подразумевает не общий организующий нарратив, а склонность к теориям заговора. Например, конструирование такой теории из одного разговора с членом правительства, что впоследствии может привести к разрыву отношений.

Терроризм со стороны правых всегда является результатом неправильного анализа ситуации и недостатка мировоззрения. В то время как одни из-за идеологических провалов погрязли в оппортунизме, другие идут по пути терактов и систематической войны с гражданским обществом. В слепом терроризме Веннер видит прямой путь к потере поддержки населения. Насилие и заговоры, по его словам, становятся единственной действенной стратегией для нации, когда у неё заканчиваются другие методы борьбы. Так, в прошлом целью терроризма всегда была мобилизация людей для самостоятельной борьбы. Но тот, кто направляет его против своего же народа, обречен на провал.

Следующая ошибка — склонность «националов» к анархии. Так, их впечатляет дисциплина, но сами они не способны к самоорганизации. Из-за этого они склонны действовать не скоординированно, игнорировать собственные планы действий. Как результат, они не могут объединить силы. Анархическое мышление приводит в конце концов к раздробленности сил.

В заключительной речи о развитии революционной теории Веннер настаивает на том, что перед реорганизацией национального движения необходимо подвергнуть его основательной критике, а без должной политической подготовки это невозможно. В таком случае под революцией следует понимать не захват власти, а использование своего влияния для построения нового общества. Современное государство сильно, и идея внезапного восстания, изменяющего всё на корню, — пережиток прошлого. В отличие от государств межвоенного периода, современные обладают сильным полицейским аппаратом. Кроме того, все рычаги власти контролируют люди, занимающие ведущие позиции в политике, экономике и управлении и тесно связанные между собой. Покуда государство будет контролировать мышление граждан, они будут вести себя как стадо послушных овец.

Поскольку единого лидера у революционно настроенных правых нет, они должны полагаться на ближайших соратников, как члены одной команды. Однако для того, чтобы вообще помыслить о революции, необходимо сперва обладать революционным сознанием. Для этого надо понимать, как функционирует либеральный режим, разоблачать методы его действия и раскрывать его подельников, в особенности тех, что прикидываются «патриотами». Для достижения революционного сознания нужно подвергнуть сомнению все существующие истины.

Здесь Доминик Веннер приводит собственные идеологические измышления: революционер должен полноценно осознавать борьбу между западным национализмом и материализмом, как в его либеральном, так и марксистском обличии. Соответственно необходимо заниматься образованием будущих кадров, поскольку без этого самый храбрый и умный человек — всего лишь «марионетка в руках режима». Это особенно необходимо потому, что постоянная односторонняя пропаганда режима отравляет человеческий разум. Из-за этого происходит разрушение духа и критического мышления в демократиях.

По Веннеру, революционная борьба — это борьба психологическая. Поэтому необходимо пробуждать энтузиазм собственных сторонников. Для этого необходима понятная доктрина, которая пробудит в людях боевой дух, а также склонит на правильную сторону сомневающихся. Объединение ради совместного действия не продлится долго, если в его основе не будет общей доктрины. Именно поэтому нужно срочно, пишет Веннер, разработать правильное учение, которое для националистов станет тем же, что коммунистическая идеология для левых. Огромным преимуществом левых журналистов, коммунистов и профсоюзников является наличие общего мировоззрения. Националистам же, напротив, не хватает единого фундамента, из-за чего они раздроблены и объединены лишь негативной целью. Правым нужен человек, подобный Ленину, который приведёт в порядок мешанину националистических течений.

Под национализмом Веннер понимает возврат к национальному единству и сопротивление либерализму. Целью национализма является создание новых социальных связей на общинной основе и построение политического порядка на основе заслуг и ценностей. По Веннеру, европейская концепция и перспектива национализма содержат в себе универсальное решение проблем человечества, созданных Промышленной революцией.

В третьей части книги «Перспективы национализма» Веннер отваживается на переопределение термина «национализм». При этом он отталкивается от рождения либерализма в конце XVIII века. В ходе анализа он обосновывает успех либерализма тем, что для знати и промышленников он стал оправданием противодействия централизованному правительству. В борьбе «больших интересов» против власти народа (которую воплощала французская монархия) он видит один и тот же шаблон, повторяющийся на протяжении истории человечества. Современная демократия представляет собой общество, которое, опираясь на «большие интересы» грабит народ. Необходимо построить общество, опирающееся на народные массы и заглушающее эти «интересы». Демократии установили власть коррупции и денег, управляемых преимущественно людьми недостойными. Национальная революция должна отстранить их от власти и заменить честными людьми, готовыми на самопожертвование.

Чтобы достичь этой цели, отбор и образование молодежи и элит должны быть первым приоритетом общества. Это образование призвано успокоить их своеволие, воспитать самоотверженность и развить интеллект в различных дисциплинах. Честность и четкие правила — это основа живого порядка, постоянно обновляющегося с ходом времени, но по своей сути остающегося тем же. Таким образом, на смену власти денег должна прийти власть «верующих и бойцов». В конце своей позитивной критики Веннер представляет свой проект националистического движения. Такое движение под предводительством тысячи кадровых революционеров гонит «заговорщиков, карьеристов и безумцев» прочь и благодаря этому притягивает качественных активистов.

Александр Марковиц, «Восстание Новых Правых».
Перевод и редактура сделаны коллективом Земщины.

Переводчик с немецкого: Taiss

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Александр Александр/ автор статьи

Один из основателей движения идентаристов в Австрии, руководитель института имени Суворова в Вене.

Загрузка ...
Слово