Европа. 1945 год. Ещё слышно эхо взрывов Второй мировой войны. Советские, американские и чёрт ещё знает какие патрули бороздят Европу от Бретони до Галиции в поисках оставшихся сторонников национал-социализма. Интеллектуальное пространство мутит от новостей о нападениях почти мифической СС «Вервольф», перспективах Третьей мировой войны и возможной победы коммунистов в Греции, Италии и Франции.
На фоне резкого взлёта «левого» в европейской политике начинается бурная дискредитация всего, что хоть чуток правее центра. И такие действия сложно порицать, ведь действительно многие правые политики и интеллектуалы были, так или иначе, «законтачены» с германской оккупационной администрацией в Бельгии, Франции, Австрии и Норвегии. Но остракизму подвергаются не только отдельные личности, но и целые научно-политические доктрины.
И так понятно, что идеологии фашизма и национал-социализма сразу полетели в топку «Нового мирового порядка», но вслед за ними туда отправились и вполне себе серьёзные и перспективные направления мысли, которые в тот момент ещё не обрели полностью научного статуса.
Речь, в первую очередь, идёт о геополитике, которая до начала Второй мировой войны имела ярко выраженный правый окрас. В борьбе же за передел Европы между СССР и США геополитика была не то чтобы полностью запрещена, но получила статус чего-то не приличного.
Вплоть до 60-х годов геополитики можно сказать, что не существовало вообще. Однако за 20 лет «Нового порядка» в Европе началась постепенная реставрация «правой» интеллектуальной дискуссии. Во многом, возрождение правых интеллектуалов обязано выходов французского журнала «Геродот», а затем и более известной широкой публике исследовательской группе«GRECE» и журналу «Европа-действие». Благодаря журналу “Геродот” геополитика обрела во Франции интеллектуальную легитимность, а «GRECE» сделал известными тех, кого сейчас принято считать отцами основателями «новых правых».

Всё это происходит на фоне реставрации правого мировоззрения у европейцев. В Европе активно начинают действовать крайне-правые политические и боевые организации, которые спустя всего десять лет вместе со своими коллегами по политическому цеху «слева» умоют далеко не одну Италию кровью в период «свинцовых семидесятых».
Поиск новых политических и интеллектуальных смыслов приводит людей к новым, ранее неизвестным, теоретикам, в том числе, и геополитики, с которой постепенно начинает сниматься своеобразное табу в интеллектуальной среде.
Среди быстро растущих групп «новых правых», как и в любой интеллектуальной среде, возникают свои «восходящие звёзды». Здесь можно вспомнить и Алена де Бенуа, и Доминика Вернера, и Жана Тириара. Но если труды и идеи первых двух ещё более-менее известны российскому читателю, то вот о бельгийце Тириаре известно очень и очень немного. О нём мало пишут и ещё меньше говорят. И это понятно, ведь продвигая сейчас те идеи, которые в своих трудах и речах закладывал Тириар, можно спокойно попасть под статью. Да и прожив такую молодость, какая была у него, можно сесть далеко и на долго.
Кто такой Жан Тириаир?

За 70 лет своей жизни Тириар смог наблюдать оккупацию своей Родины Германией, Второю мировую и Холодную войны, и , наконец, утверждение в мире однополярной системы. В зарубежном дискурсе про него существует множество мифов разной степени адекватности. Доходило вплоть до того, что Тириара считали одним из командиров дивизии СС «Карл Великий» (Шарлемань).
Своё детство он провёл в столице Бельгии в крайне левой, по своим настроения,м семье. Что отец, что мать будущего лидера крайне правых Европы были убеждёнными социалистами. Однако единство во взглядах не помешало семье распасться. Тириар остался с матерью, которая, вскоре, вышла за не самого бедного бельгийского еврея. Возможно, именно распад семьи и наличие отчима-еврея и повлияли на формирование взглядов Жана Тириара. В период оккупации Бельгии Тириар был членом Общества друзей Великогерманского Рейха. Позже, Тириар будет утверждать, что в те годы он был не на стороне Германии, а на стороне национал-социализма, который он рассматривал как один из способов спасения Европы. “Мы до конца бились на стороне Рейха, – вспоминал он. – Одни мои товарищи погибли на Восточном фронте, другие были расстреляны в мае 1945 года”. Будучи арестованным, он просидел 3 года в тюрьме после окончания войны.
До 1958 года в Тириар был подвергнут полному остракизму, и стал едва ли не персоной нон-грата в Бельгии. Бывший (а может и не очень) национал-социалист не мог вызвать у нового либерального и проамериканского правительства ничего, кроме отторжения. Благо для самого Тириара, начиная с 60-х годов, как уже отмечалось ранее, начался новый виток в истории правой политической и интеллектуальной мысли в Европе.
Новые шансы забрезжили перед ним в 1960 году, когда разразился кризис в Конго, когда советские и европейские газеты начали активно пиарить поистине зверски убитого Патриса Лумумбы, но, при этом, забывая о не менее зверски изнасилованных 3 сотнях бельгиек на территории бывшей колонии.
События в Конго заставили многих бельгийцев натурально встать на уши из-за полной некомпетентности правительства и наплевательского отношения к гражданам. Тириар и даже его бывшие противники из движения Сопротивления начали постепенно объединять свои усилия. Целью этого союза была дестабилизация режима в Бельгии и сохранение власти бельгийцев в Конго. Но США надавило на правительство, после чего Бельгия оставила Конго и местных белых. Это стало последней каплей для Тириара, после чего он взял курс на создание своего политического движения.
С начала 1960-х годов Тириар был вождем общеевропейского радиального движения «Молодая Европа», которая имела свои отделения во многих странах Запада. Своим движением Тириар планировал объединить разрозненные группировки правой европейской молодёжи, которая мыслила не узконациональными рамками, а рассматривала проблему деградации стран Европы, как нечто глобальное, что можно решить только общеевропейскими усилиями.
Эмблемой нового движения стал кельтский крест, который, по мнению Тириара, должен быть объединяющим всех европейцев символом. По сути, именно Тириар ввёл в оборот правой политики символ кельтского креста.

Уже во главе своей собственной организации Тириар выступал в поддержку французских офицеров из ОАС, которых он призывал чуть не совершить государственный переворот против правительства Шарля де Голля и его политики во Французском Алжире. Самих ОАСовцев Тириар поддерживал и материально, за что просидел месяц в тюрьме.
Переворот не удался, многие офицеры ОАС оказались под следствием, но Тириар продолжил развивать свою политическую организацию и формируемый вокруг неё интеллектуальный дискурс. Новым «витком» в биографии Тириара стало обострение ситуации между арабами и евреями на Ближнем востоке. В конфликте в Палестине Тириар однозначно поддержал арабов. Дошло до того, что он начал призывать европейских крайне правых создавать добровольческие бригады для помощи арабским «борцам за свободу». Именно в этот период сам Тириар уезжает в своеобразное турне по Европе и Ближнему Востоку, в процессе которого знакомится с президентом Ирака аль-Бакром, Отто Скорцени и Джоу Эньлаем.
С тех пор и вплоть до своей смерти в 1992 году Тириар активно сотрудничает с различными правыми европейскими организациями, публикуется в различных журналах и печатает свои работы. За месяц до своей смерти он приезжает в Москву, где встречается с видными журналистами и интеллектуалами того времени.

Умирает он 23 ноября 1992 года в своём родном Брюсселе в возрасте 70 лет
Политические взгляды Жана Тириара
Политические убеждения Тириара можно вкратце описать, как правый национал-большевизм. Сам же он вводил понятие «национал-коммунотаризм», которое имеет очень много общего с классическим германским национал-большевизмом 20-х годов. В своей работе «Сверхчеловеческий коммунизм» он пишет об идеологии будущей Европы: «Тезис расистский национал -социализм, антитезис марксистский коммунизм, синтез великоевропейский национал-большевизм, иначе говоря, элитный имперский коммунизм, отвергший Маркса как идеолога и Гитлера как ограниченного близорукого националиста». В отличии от многих «классических правых» Тириар высоко оценивал учения Маркса и Энгельса. Однако он считал, что необходимо полностью пересмотреть марксизм, заимствовав его орудие мышления и отбросив все компромиссы, обусловленные “поиском широкого круга слушателей”, потом “поиском метода”. Ещё во времена своей молодости Тириар был поражен ясностью и богатством мысли ранних сочинений Маркса и Энгельса в отличие от сиропной, дремотной, скучной современной коммунистической прозы.

Основной сферой интересов, а значит и точкой приложения интеллектуальных усилий Тириара, была геополитика. Тириар считал геополитику главной политической дисциплиной, без которой невозможно строить рациональную и дальновидную политическую и государственную стратегию. Он строил свою политическую теорию на принципе «автаркии больших пространств». Дальнейшая эволюция взглядов Тириара привела к тому, что он расширил своё представление о панъевропеизме. В отличии от других сторонников единой Европы межвоенного и поствоенного периодов Тириара видел спасение Европы не в борьбе, но в Союзе с Советской Россией, которую он считал куда меньшим злом, нежели США. Так появился его проект «Евро-советской Империи от Владивостока до Дублина».

Главным же врагом Европы Тириар рассматривал США и попытку их доминировать над европейским пространством. Именно поэтому, в отличии от многих своих коллег по цеху, видел спасение Европы в союзе с СССР, союз которого с Европой способен как обескровить США, так и дать существенный толчок развитию экономики всей Евро-Советской империи.
По своей значимости для «прекрасной Европы будущего» Тириар рассматривал СССР, как наследника Третьего Рейха, который в своё время должен был стать силой, объединившей Европу, но не справившегося со своей задачей из-за бюрократизации государственного аппарата и туполобости верхушки в антиславянской политике на Востоке.
Вместе с тем, Тириар отмечал падение лидеров «старого света». Он считал, что ни Франция, ни Великобритания, ни уж тем более Германия не способны больше противопоставить себя ни Советскому Союзу, ни США. В обоих случаях, речь идёт о многомиллионных нациях с крайне развитой промышленностью, крупным ядерным арсеналом и огромной ресурсной базой. В своей работе «Евро-советская империя» он отмечает: «С учетом современной военной техники и слабости Англии — “небольшой страны с населением 60 миллионов человек, уставших от Истории” — канал шириной 40 км — это уже не водная преграда. Английский остров уступает место американскому. 40 км моря превращаются в 4000 км океана.»
Важную роль СССР для возрождения Европы Тириар отмечал и с той точки зрения, что Советская Россия является такой же Европейской державой, как Англия, Франция или Ирландия. Владивосток он сравнивал с Дублином (Ирландия) и Рейкьявиком (Исландия), а судьбу СССР с судьбой Германии. Кроме того, СССР и Европа прекрасно дополняли друг друга экономически. В то время как Европа закупает у арабских стран ресурсы по крайне завышенным ценам, в СССР уже тогда отчётливо замечалась проблема с недостаточной технологизированностью рынка гражданской техники. В этом плане Европа и Советский Союз должны дополнить друг друга. Также он пишет: «Европа простирается от Азорских островов до Сибири, включая Сибирь. Восточные границы СССР — это фактически границы Европы, следовательно Россия — это часть Европы. Мы не можем создать Европейское государство, которое имело бы “военные границы” с СССР длиной две или три тысячи километров».
Особую роль Тириар отводил ресурсам Дальнего востока и Сибири, которые по своей значимости не уступали американскому «дикому западу». Отдельную роль Тириар отводил Советской Армии, которая должна была стать защитницей Европы от эксплуататорского атлантизма США.
Отдельно стоит выделить религиозные взгляды Тириара. Как и многие «новые правые» он видел в религиозности, свойственной современному ему миру, лишь фарисейство, обман, призванный скрывать либо коварный геополитический расчет, как это делает стелящийся под США Ватикан, либо отказ от столкновения с реальностью, политикой, с окружающим социальным миром и уход во внутреннюю миграцию. Вместе со своим консерватизм Тириар ненавидел “Библию”, которую он считал “главной книгой Америки”.
Эпилог. Жан Тириар — Рыцарь Европы
Крайне символичным оказалась смерть Тириара сразу после встречи в Москве с правыми интеллектуалами тех лет. Десятилетиями отстаивая теорию Европы «От Дублина до Владивостока» он всего один раз оказался в стране, которую долгие годы считал спасением Европы, но так и не мог десятилетиями попасть.
Жан Тириар прожил очень интересную жизнь, оставив после себя серьёзное политическое наследие для всех европейцев. В отличии от коллег по правому цеху, Тириар всегда отстаивал не абстрактный «Третий путь», а конкретную политическую программу развития Европы, которая являлась продуктом не столько интеллектуальным, сколько чисто политическим.
В условиях кризиса «Нового мирового порядка» идеи Тириара вновь обретают актуальность. Вслед за системным кризисом всего западного образа жизни, появляется запрос на поиск новых политических путей и смыслов. А как мы знаем, всё новое – это очень часто просто забытое старое.
Автор — Николай Рём
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Иванов А.М «Жан Тириар продолжает борьбу»
- Макошев А.П Политическая география и геополитика. Учебное пособие
- Дугин А.Г Сумерки героев. Некролог на смерть Жана Тириара
- Тириар Ж. Евро-советская империя. Тезисы
- Тириар Ж. Сверхчеловеческий коммунизм
- Дугин А.Г Геополитика. Учебное пособие
Вся представленная в статье символика используется исключительно в исторических целях.